Кейсы в сфере ЖКХ. Часть вторая.

  • Газета «Комсомольская правда» 
  • 25 января 2013 год

Продолжается публикация ответов компании МАТОРИН на актуальные вопросы жильцов многоквартирных домов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ситуация №2. Определяем ответственное лицо при осуществлении ремонта электропроводки.

Суть проблемы: Жилое помещение (квартира) расположено в доме довоенной постройки. ТСЖ является одним из старейших в городе. Выявлена неисправность электропроводки. Приглашенный электрик настаивает на замене проводов на участке от распределительного щита (в коридоре) до счетчика, расположенного в жилом помещении за счет собственника, ссылаясь при этом на положения Жилищного Кодекса. Правомерно ли это?

Рекомендация: УК МАТОРИН рекомендует предпринять следующие шаги:

  1. Нужно определить, на чьем балансе находится проблемный участок. Иными словами, четко определить, относится ли он к общедомовой собственности или нет.
  2. Если участок является частью квартиры, собственнику помещения придется проводить его ремонт за свой счет, обращаясь к сторонним подрядчикам по своему усмотрению. Поскольку соответствующая статья ЖК содержит нормы, согласно которым собственник жилого помещения в МКД обязан содержать принадлежащее ему помещение самостоятельно и принимать участие в расходах по содержанию общего имущества в МКД с момента возникновения прав собственности на подобные помещения. При этом размер оплаты содержания и ремонта жилого помещения определяется либо общим собранием собственников, либо органами местного самоуправления.

Когда же участок с неисправной электропроводкой является частью общедомовых сетей, то работы по ее замене должна проводить обслуживающая организация.

Поскольку в данном конкретном случае участок от распределительного щита до электросчетчика собственника находится в общедомовой собственности, то работы по устранению неисправности в конкретном случае должна проводить обслуживающая организация за свой счет. Кстати, очевидно, что ее сотрудники пренебрегли обязанностью проводить плановые осмотры состояния инженерных сетей и коммуникаций, в ходе которых выявляются подобные неисправности и применяются своевременные меры по их устранению.

Развитие спорной ситуации: Собственники помещения согласились выделить средства для проведения ремонта. Электрик на месте озвучил конкретную сумму без учета расходных материалов, причем обоснование дать отказался. При этом даже представители домоуправления отказались предоставить собственникам реквизиты для оплаты услуги через сберегательную кассу, мотивируя это тем, что подобные работы не входят в число обязательных. Так ли это на самом деле?

Рекомендация: Дело в том, что на подобные виды ремонтных работ единых расценок не существует, они естественным образом регулируются непосредственно рынком. В этом случае каждая УК имеет право самостоятельно утверждать расценки.

Как правило, представитель обслуживающей компании наносит визит по предварительной заявке от жильцов, имея на руках договор в двух экземплярах, в котором подробно указывается наименование организации, ее реквизиты, а так же полный перечень работ и их общая стоимость.

Описанное поведение представителей обслуживающей организации однозначно выходит за рамки законодательства. Они были обязаны предоставить квитанции установленного образца или счет для официальной оплаты.

В этом случае собственники имеют право:

  1. Инициировать процедуру переизбрания управляющего ТСЖ.
  2. Выбрать иного подрядчика.
  3. Обратиться за помощью в жилищную комиссию района или местную администрацию.

Однако управляющая компания МАТОРИН считает, что в подобной ситуации самыми действенными средствами будут являться замена управляющей компании и выбор иного подрядчика, ведущего свою деятельность по обслуживанию и эксплуатации жилого фонда строго в рамках действующих законодательных актов.