Об особенностях раскрытия информации о деятельности управляющей компании

  • Газета «Квартирный ряд» 
  • 17 августа 2012

Почти два года назад вышло Постановление Правительства РФ №731. Оно регламентирует порядок раскрытия информации о деятельности профильных организаций по управлению многоквартирными домами. В нем указано, что в рамках информации о работах по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемых управляющей организацией, раскрытию подлежат услуги, оказываемые ею в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако, несмотря на Постановление, на сегодняшний день унифицированной формы отчета, в том виде, в котором он должен предоставляться собственнику, к сожалению, нет. Отсюда и неразбериха, потому что каждый выбирает для себя наиболее удобный путь.

К сожалению, сегодня некоторые ДЕЗы вывешивают общий список услуг, оказываемых на всех домах, находящихся в управлении. Почему они так делают? Данные отчеты представляют собой информацию о расходах субсидий, которые ДЕЗы получают из городского бюджета. Эти же отчеты они сдают в ГУИС и подтверждают актами выполненных работ. ДЕЗам, конечно это очень удобно. Но по таким отчетам простым обывателям очень сложно понять, куда ушли в итоге их собственные деньги за ЖКУ.

Информацию о деятельности УК необходимо раскрывать по каждому дому отдельно. В отчете должно быть указано не общее количество услуг по содержанию общего имущества, а конкретно по каждому проекту. Дело в том, что показатели и услуги, оказываемые на объекте, напрямую зависят от его состояния. И, конечно, отчеты, скажем, по дому-новостройке или ветхому дому будут абсолютно разные. Существуют общие жилищные нормы Москвы (ЖНМ) и нормы РФ о правилах содержания общего имущества. Это та константа, от которой нельзя отступать. Но есть такие работы, которые должны проводиться дополнительно.

Почему некоторые УК скрывают информацию?

Основной проблемой для УК на объекте является то, что собственники оценивают ее работу лишь по внешним признакам в подъезде («чисто-грязно», «покрашено – не покрашено»). Работы по коммуникациям, инженерным системам, конструктивным элементам и предупреждению аварийных ситуаций остаются для него незамеченным. К примеру, если УК потратила средства на ремонт кровли, без отчета об этом никто не узнает, ведь не каждый собственник пойдет смотреть на ее состояние. Поэтому обязательно нужно показывать заказчику и те работы, которые ему не видны.

В случае привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежит количество таких случаев с приложением копий документов о применении мер административного воздействия. Но никто не идет на такие меры самокритики, ведь заработанное годами упорной работы доброе имя компании, которая однажды случайно оступилась, можно разрушить в одночасье.

Нежелание обнародовать информацию перед жителями диктуется потребностью скрыть нерациональное распределение средств. Может возникнуть вполне резонный вопрос, а не фабрикует ли УК отчет в свою пользу? Поэтому, во избежание подобных ситуаций, у жителей и УК должна быть двухсторонняя связь. При проведении работ управляющей компанией обязательно должны присутствовать представители от общественности, к примеру, в паспорте подготовки дома к зиме обязательно имеется графа «представитель от общественности».

К сожалению, очень часто за представителя от общественности подписываются либо люди лояльные к УК, либо сами представители УК. Это, конечно, несправедливо. Иногда компании скрывают нерациональное управление денежными средствами путем завышения стоимости работ. Но такой подход опасен для самой же УК, потому что может подтолкнуть жителей к выбору другой, более дешевой компании.

Что изменилось в работе УК с принятием Постановления?

Профессиональные управляющие компании и без данного постановления всегда отчитывались перед жителями. Постановление о раскрытие информации лишь стандартизировало данную процедуру, причем довольно жестко, но справедливо. Ведь жители часто сталкивались с ситуацией, когда председатель ТСЖ на протяжении многих лет не предоставляет им не только информацию, но и какие-либо другие документы (особенно на момент смены УК). Нередки также случаи, когда они не могли получить даже Устава, к которому, по идее, все должны иметь доступ. Жители, не понимая, за что они платят, при подобном авторитарном управлении домом отказывались платить за услуги. В результате кредиторская задолженность увеличивалась, особенно перед ресурсоснабжающими организациями.

Данное Постановление подталкивает ЖКХ в направлении развития конкуренции. Это само по себе очень благотворно влияет на рынок управления и эксплуатации недвижимости, ведь любая здоровая конкуренция способствует развитию качества услуг.

А есть ли лишняя информации?

Информация о деятельности УК, прописанная в Постановлении, априори не может считаться лишней. Управляющие компании даже в рамках Постановления не особо стремятся раскрывать информацию, не говоря о том, чтобы публиковать что-то лишнее или дополнительное. А если деятельность УК прозрачная, то о какой лишней информации вообще может идти речь (помимо коммерческой тайны, конечно)?

Что касается раскрытия финансовой информации, то таковая может быть понятна лишь тем пользователям, которые обладают углубленными знаниями в данной сфере. В бухгалтерском балансе простому обывателю будет сложно разобраться, поэтому для него баланс обычно не представляет интереса. Человек, который живет в обычном МКД, предпочитает все-таки видеть эти отчеты простыми и доступными в формате «что, когда, где и за сколько сделано в моем доме».